Создание благоприятных психологических условий для получателей социальных услуг Кирово-Чепецкого дома-интерната – одна из важнейших задач, стоящих перед психологами, работающими в нашем учреждении.
В нашем доме-интернате ведут свою работу два специалиста социально-реабилитационной службы. И в канун Дня психолога, который отмечают 22 ноября, мы поговорили с Юлией Геннадьевной Щербининой, сотрудником службы, об особенностях работы.
Юлия Геннадьевна работает в нашем доме-интернате сравнительно недавно, но уже проявила себя с самой лучшей стороны.
– Оказание социально-психологической помощи подопечным начинается с момента поступления и в период адаптации имеет чрезвычайно важное значение. Ведь переезд в дом-интернат будь то престарелого человека или людей с ограниченными возможностями здоровья ведет к изменениям привычной жизни. Человеку необходимо помочь приспособиться к новому социальному статусу и к новым, для него условиям проживания. Для достижения этих целей проводится психодиагностика, выявляющая степени сохранности или нарушения психических функций, – рассказывает Юлия Геннадьевна.
Длительное пребывание в условиях монотонного и беззаботного быта, отсутствие жизненных проблем способствует пассивному отношению к жизни наших подопечных. И как правило, в большинстве случаев, они знают, что идти им некуда, и это создает для них угнетающее ощущение безысходности и тупика, а это, в свою очередь, усугубляет морально-психологическое состояние и вновь поступающих получателей социальных услуг.
– Для предотвращения и выхода из депрессивных состояний в своей работе мы применяем элементы оккупациональной терапии, главной задачей которой является достижение самостоятельности каждым подопечным. На своих занятиях я использую кубики, мозаики, лабиринты, различные развивающие карты, которые необходимы для восстановления крупной и мелкой моторики рук, когнитивных способностей, улучшения памяти, концентрации внимания, активизации процесса мышления. Но самое главное – достигается релаксация и улучшается настроение, формируется независимость и реализуется собственный потенциал, – объясняет Юлия Геннадьевна.
Травма потери – одна из распространенных проблем, с которыми приходится работать психологам в нашем учреждении. Она может быть связана с утратой близких людей, работы, а также с потерей зрения, слуха, речи и т.д. Прорабатывая с подопечными трудную ситуацию, специалисты помогают им выйти из депрессии, а иногда и восстановить утраченные функции.
— Нужно дать понять подопечным с ограниченными возможностями здоровья, что их состояние – не повод опускать руки, а жизнь даже в инвалидной коляске может быть яркой, осмысленной, интересной, – отмечает Юлия Щербинина. – Что же касается пожилых подопечных, то у большинства характер портится на фоне прогрессирующих возрастных заболеваний. И результатом становятся частые конфликты с персоналом и другими проживающими. Наша задача – помощь в улаживании споров, создании нормального психологического климата. Мы должны помогать им правильнее и конструктивнее относиться к давним обидам, а также и к сложным взаимоотношениям с родными. Подобные задачи решаются на коррекционных занятиях в малых группах или индивидуально.
Результаты работы психолога в доме-интернате видны уже после первых занятий. Все виды психологической реабилитации, применяемые нашими специалистами, в комплексе увеличивают количество проживающих вовлеченных в социокультурную жизнь, улучшают качество жизни в условиях дома-интерната. Наши подопечные становятся более открытыми, начинают общаться друг с другом, проявляют интерес к жизни. Они учатся справляться с трудностями и находить радость в простых вещах.